Сайт ВАЗ-2101

Home Двигатель ВАЗ-2101 Механизмы системы смазки

Механизмы системы смазки

Одним из наиболее эффективных способов уменьшения трения соприкасающихся детален является применение смазочных материалов, благодаря которым непосредственное трение поверхностей деталей заменяется трением слоев смазки. Наряду с уменьшением силы трения смазка способствует отводу выделяющегося при трении тепла, уносит твердые частицы, появляющиеся при износе деталей, защищает детали от коррозии и уплотняет зазоры между сочлененными деталями.

Недостаточная подача масла к трущимся деталям двигателя приводит к выплавлению подшипников, заклиниванию поршней, к значительной потере мощности, быстрому износу.

Избыточное поступление смазки вызывает попадание масла в камеру сгорания, чрезмерное отложение нагара, забрызгивание свечей и ухудшение работы двигателя.

К трущимся поверхностям деталей двигателя масло может подаваться под давлением, путем разбрызгивания и самотеком. Применяется комбинированная система смазки, где используются все три способа подачи масла.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели, валики коромысел. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком. В зависимости от конструкции двигателя под давлением, кроме перечисленных, могут смазываться и другие детали. В двигателе автомобиля ЗАЗ-966 под давлением смазываются подшипники балансирного вала, в двигателе ВАЗ-2101-подшипники вала привода масляного насоса, а в двигателе "Москвич-412" - ведомая звездочка и цепь привода газораспределительного механизма.

Для обеспечения подачи масла к узлам и сочленениям деталей двигателя, очистки его от механических примесей, охлаждения, контроля наличия масла, его давления на двигателе установлены приборы и детали, образующие систему смазки. К ней относятся: поддон картера, в котором содержится необходимое для смазки количество масла, маслоналивная горловина, масляный насос, маслоприемник, масляный фильтр, редукционный, противодренажный и перепускной клапаны, масляный радиатор, трубки и каналы для подвода масла.

В двигателе МеМЗ-968 маслоналивная горловина размещается на передней крышке распределительных шестерен. Оттуда масло попадает в картер двигателя. Для лучшего охлаждения масла внутри и снаружи картера сделаны ребра. В картере закреплен маслоприем-ник, через который масло поступает в масляный насос, расположенный в картере двигателя (МеМЗ-968) и приводимый в действие от шестерни коленчатого вала. Около насоса расположен редукционный клапан, который не допускает повышения давления масла более чем на 3-4 кГ/см2 (0,3-0,4 МПа). От масляного насоса масло поступает к центробежному очистителю-центрифуге, размещенной в ступице шкива вентилятора (рис.). Очищенное масло подается к первому коренному подшипнику и в масляную магистраль, откуда попадает во второй и третий подшипники и по сверлениям в коленчатом валу - к шатунным шейкам. Кроме того, из магистрали масло поступает к шейкам распределительного и балансирного валов, к осям коромысел и, стекая с коромысел, смазывает стержни клапанов.

Система смазки двигателя МеМЗ-968

Масло, вытекающее из коренных и шатунных подшипников, разбрызгивается и, оседая, смазывает стенки цилиндров, поршневые пальцы, распределительные шестерни, кулачки распределительного вала, вал привода масляного насоса и прерывателя-распределителя. Часть масла из магистрали поступает в масляный радиатор, охлаждается и стекает в картер.

В картер двигателя ВАЗ-2101 масло наливают через наливную горловину, размещенную на задней части крышки головки цилиндров. Двигатель имеет комбинированную систему смазки. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала и вала привода масляного и топливного насосов. Стенки цилиндров, поршни с кольцами, поршневые пальцы, детали механизма газораспределения и его привода смазываются направленно разбрызгиваемым маслом или масляным туманом, образующимся при работе двигателя.

В картер двигателя "Москвич-412" масло наливают через горловину, размещенную посредине крышки клапанного механизма, до отметки "Мах" на стержне указателя Масляный насос находится в картере и приводится в действие цепной передачей. Он засасывает масло через штампованный маслоприемник и подает его в масляный фильтр со сменным бумажным элементом. Чтобы не допустить увеличения давления масла выше 4-5 кГ/см2 (0,4-0,5 МПа), установлен редукционный клапан. Из фильтра очищенное масло поступает в масляную магистраль. Во избежание масляного "го-лодания" двигателя при забивании фильтрующего элемента предусмотрен перепускной клапан.

Из магистрали масло по наклонным каналам подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и от них по сверлениям в коленчатом валу - к шатунным подшипникам. К заднему подшипнику распределительного вала масло также подводится из магистрали, а оттуда по сверлению в теле головки блока к задней опоре оси коромысел выпускных клапанов и дальше через отверстия в оси - для смазки подшипников коромысел впускных клапанов. Из полости оси масло поступает к среднему и переднему подшипникам рас-пределительного вала. От среднего подшипника распределительного вала пульсирующими струями смазываются кулачки, фланцы и цепь привода кулачкового вала. С переднего подшипника распределительного вала масло поступает в канал оси коромысел впускных клапа-нов, а оттуда - к подшипникам коромысел. Вытекая из зазоров, масло разбрызгивается, смазывая остальные детали (стенки цилиндров, поршневые пальцы и пр.).

Масляный картер двигателя ВАЗ-2101 выштампован из стального листа, а двигателей МеМЗ-968 и "Москвич-412"-отлит из легкого сплава. Чтобы масло не пенилось и лучше охлаждалось, на внутренних стенках картера сделаны ребра. Поддон картера прикреплен к картеру болтами. Для предотвращения вытекания масла между ними установлена уплотнительная прокладка. Маслоналивная горловина закрывается крышкой.

Масляный насос шестеренчатого типа в двигателях МеМЗ-968 и ВАЗ-2101 прикреплен в картере двигателя, а в двигателе "Москвич-412" - в теле нижней крышки распределительных шестерен. Он состоит из корпуса и ведущей и ведомой шестерен. Ведущая шестерня жестко закреплена на валике, а ведомая свободно вращается на стальной оси. Впускные отверстия насоса соединены с маслоприемником, размещенным в поддоне картера двигателя, и закрыты снизу сетками. Для предупреждения разрыва масляных магистралей при резком повышении давления на корпусе имеется редукционный клапан, открывающийся, когда давление в системе смазки достигает 4,5 кГ/см2 (0,4 МПа). Редукционные клапаны в эксплуатационных условиях не регулируются.

Масляные фильтры применяют для очистки масла от посторонних механических примесей, образующихся в результате износа деталей, отложения нагара в процессе эксплуатации двигателя.

Центробежный фильтр (центрифуга) применяется в двигателе МеМЗ-968. Он выполнен заодно со шкивом привода вентилятора (рис.). Стенками центрифуги с одной стороны является диск шкива вентилятора, а с другой - специальная крышка, привинченная к шкиву болтами. Для уплотнения между ними поставлена паронитовая прокладка.

Центробежный фильтр очистки масла в двигателе МеМЗ-968

Масляный насос подает масло через отверстие около первого коренного подшипника в корпусе центрифуги. При вращении диска шкива вентилятора тяжелые частицы отбрасываются и прижимаются к краям центрифуги, а очищенное масло попадает в канал, выполненный в носке и в первой коренной шейке коленчатого вала, а оттуда - в магистраль и далее в систему смазки Очищать фильтр необходимо через каждые 6000 км.

Масляный фильтр ВАЗ-2101 имеет очистительное устройство, состоящее из бумажного элемента и дополнительного элемента из специальной пластмассы (рис.). Масло под корпус фильтра попадает через отверстия, расположенные по кругу, откуда через противодренажный клапан поступает к фильтрующему элементу, проходит через элемент, а затем через центральное от-верстие попадает в магистраль. Если фильтрующий элемент забит и не пропускает достаточного количества масла, возникает значительная разница между внешним давлением и давлением в полости фильтрующего элемента, в результате чего открывается перепускной клапан, и неочищенное масло поступает в магистральный канал.

Масляный фильтр двигателя ВАЗ-2101

Масляный фильтр двигателя ВАЗ-2101 неразборной. В новом двигателе первую замену фильтра необходимо производить через 1500-2000 км, вторую - через 4000 - 5000, а дальше - через каждые 10 000 км.

В крышке масляного фильтра двигателя "Москвич-412" (рис.) имеются подводящий и отводящий каналы и перепускной клапан. С помощью корпуса и стяжного болта к ней прикреплен фильтрующий элемент. По каналу насос подает масло в корпус фильтра и в полость вокруг фильтрующего элемента, откуда оно проходит через фильтр в магистраль. При загрязнении фильтра срабатывает перепускной клапан, и неочищенное масло поступает в магистральный канал.

Масляный фильтр двигателя автомобиля Москвич-412

Масляный радиатор применяется для охлаждения масла в двигателе МеМЗ-968 с воздушным охлаждением. Радиатор состоит из двух бачков, соединенных трубками. Масло проходит через бачки и, охладившись, стекает в картер. В радиатор масло поступает из канала, через который подается смазка к шейкам распределительного вала.

В картер двигателя МеМЗ-968 наливают 3,35 л масла, двигателя ВАЗ-2101 -3,75 и "Москвич-412" - 5,2 л масла.

Уровень масла измеряют маслоизмерительной линейкой с двумя метками. Он должен находиться около верхней метки. Работа двигателя допускается, если уровень масла находится между метками. Нельзя эксплуатировать двигатель, если уровень маета находится на нижней метке.

В автомобиле ЗАЗ-968 контроль за давлением масла осуществляется с помощью лампочки и датчика. Если после пуска двигателя лампочка гаснет, то давление масла в двигателе нормальное (3,5±0,8 кг/см2, 0,3±0,07 МПа). Если же во время работы двигателя лампочка загорится, это означает, что давление масла упало до 0,8- 0,4 кг/см2, и двигатель необходимо остановить.

В автомобиле ВАЗ-2101 контрольная лампочка загорается при давлении 0,35-0,45 кг/см2 (0,03-0,04 МПа).

В автомобиле "Москвич-412" давление масла в системе должно быть не менее 4 кг/см2 (0,4 МПа). Уменьшение давления на малых оборотах холостого хода до 0,8 кг/см2 (0,07 МПа) свидетельствует о том, что масло очень жидкое и его необходимо заменить либо имеется неисправность в двигателе.