Сайт ВАЗ-2101


Генератор

На рассматриваемых автомобилях установлены трехфазные генераторы переменного тока следующих марок: на автомобиле ЗАЗ-966 (ЗАЗ-968) — Г-502А, на ВАЗ-2101—Г-221, на «Москвич-412» — Г-250Ж.

 

Генератор переменного тока (рис.) состоит из статора и ротора. На внутренней поверхности статора имеются пазы, в которые уложены катушки, разделенные на три группы. Катушки в группах соединены между собой последовательно, а группы катушек — звездой. С обеих сторон статор закрыт крышками, в которых на подшипниках установлен ротор.

 

Генератор переменного тока

Ротор генератора состоит из двух шестиполюсных электромагнитов, укрепленных на стальном валу. Внутри ротора помещена обмотка возбуждения, концы которой припаяны к двум медным контактным кольцам коллектора, к которым прижимаются щетки, установленные в щеткодержателях. Генератор приводится в действие от коленчатого вала с помощью клиновидного ремня. Шкив привода генератора надет на вал вместе с крыльчаткой, необходимой для создания струи воздуха, охлаждающей генератор.

Вырабатываемый в обмотках ток подводится к выпрямителю, состоящему из шести кремниевых диодов, собранных в большинстве генераторов на его крышке. Техническая характеристика генераторов приведена в табл.

Техническая характеристика генераторов

ПараметрГенератор
Г-502АГ-221Г-250Ж
Номинальное напряжение, В 121212
Число оборотов коленчатого вала двигателя, при котором достигается номинальное напряжение12001000950
Сила максимального тока отдачи, А 304240
Масса генератора со шкивом, кг 3,53,944,0
Реле-регуляторРР310РР380РР362А

Напряжение тока, вырабатываемого генератором, может меняться в широких пределах. Это происходит в зависимости от изменения числа оборотов коленчатого вала двигателя, приводящего генератор в действие. Сила тока зависит также от нагрузки. Чем больше включено в цепь потребителей, тем меньше сопротивление цепи и тем больше вырабатываемый генератором ток. Чтобы напряжение и нагрузка на генератор не превышали допустимого предела, устанавливают реле-регулятор.

Реле-регулятор РР362А

 На рисунке показан контактно-транзисторный реле-регулятор РР362А, устанавливаемый на автомобиле «Москвич-412». Он состоит из регулятора напряжения, реле защиты, транзистора, работающего вместе с регулятором напряжения, и трех диодов. Реле-регулятор имеет три клеммы: ВЗ — присоединена к клемме выключателя зажигания; Ш - присоединена к клемме Ш генератора (обмотки возбуждения), и М — к массе.