Сайт ВАЗ-2101

Home Механизмы управления ВАЗ-2101 Неисправности тормозной системы ВАЗ

Неисправности тормозной системы ВАЗ

Если при торможении наблюдается занос или увод автомобиля, а на колесах шины одной марки, одинакового диаметра, не имеющие неравномерно изношенного протектора, то прежде всего необходимо проверить и выровнять согласно инструкции давление в шинах. Если не помогло, ищите причину в тормозах. Рекомендуем осмотреть трубопроводы. Они бывают повреждены (смяты), например камнями, вылетающими из-под колес, или вследствие езды по глубокой колее. Б этом случае тормозная жидкость плохо поступает в рабочие цилиндры колесных тормозов, что является причиной неравномерного торможения и, следовательно, заноса или увода. Трубки, подводящие тормозную жидкость, ремонту не поддаются (они хрупкие), придется заменить их новыми.

При осмотре обратите внимание на следы подтекания тормозной жидкости. Если таковые будут обнаружены, немедленно приступайте к ремонту: эксплуатировать машину с такой неполадкой особенно опасно - тормоза могут отказать совсем. Чаще всего течь возникает из-за выхода из строя манжет рабочих или главного тормозных цилиндров. Если речь идет о задних тормозах, то следы надо искать с обратной стороны колеса. А еще трудней найти течь главного цилиндра на машинах без усилителя тормозов (ВАЗ-2101, ВАЗ-21013, ВАЗ-2102) - жидкость вытекает в салон автомобиля под резиновый коврик. Определить неисправность можно по характерному запаху.

Еще причина увода: замасливание или загрязнение фрикционных накладок из-за утечки тормозной жидкости или масла заднего моста вследствие разрушения сальника полуоси. Причину течи устраняют, а колодки, барабаны (или диски) промывают керосином или бензином. Возможен отрыв фрикционной накладки от колодки: здесь необходима замена колодки в сборе.

Заедание поршня колесного цилиндра можно определить после разборки механизма тормоза, вдавливая поршень в цилиндр отверткой.

Не исключено, что занос вызван неисправностью регулятора давления. Необходимо проверить регулятор (см. инструкцию, прилагаемую к автомобилю).

Следующая неполадка, о которой мы расскажем, - недостаточная эффективность торможения. Чаще всего причина в попадании воздуха в систему тормозов из-за слабых резиновых манжет рабочих или главного цилиндров (дефект иногда встречается и на новых машинах). На место, где просачивается воздух, обычно указывает течь тормозной жидкости. Еще причина - замасливание накладок (см. выше). На моделях, не имеющих автоматической регулировки зазора между тормозными колодками и барабаном (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-21011, ВАЗ-21013), необходимо его правильно выставить (см. заводскую инструкцию) - очень часто причина именно в этом.

Неполное растормаживание колес или постоянное притормаживание одного из них легко обнаружить, проехав (после длительной остановки) без нажатия на педаль тормоза около километра (по пустой дороге, естественно). Барабаны или диски, которые не растормаживаются, сильно нагреются. Можно также вывешивать по очереди колеса, то есть поднимать автомобиль на домкрате) и вращать их. Заторможенное вращается при приложении большого усилия.

Причина нерастормаживания всех колес может быть в отсутствии свободного хода педали тормоза (отрегулировать согласно инструкции); заедании поршней главного цилиндра, разбухании его манжет (заменить манжеты или цилиндр в сборе); неисправностях вакуумного усилителя - способ его проверки изложен в инструкции (заменить).

Притормаживание одних только задних колес может быть из-за неправильной регулировки стояночного тормоза (а также заедания его тросов) или отсутствия зазора между колодками и барабаном (для моделей, у которых нет автоматической регулировки - ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-21011, ВАЗ-21013).

Притормаживание одного колеса бывает вследствие поломки или ослабления пружины, стягивающей задние тормозные колодки (заменить пружину); заедания поршня в цилиндре (осторожно очистить от грязи, промыть свежей тормозной жидкостью, если не помогло - заменить цилиндр в сборе); ослабления крепления суппорта переднего тормоза (закрепить) или повышенного биения тормозного диска (заменить) ; неотрегулированного зазора между колодками и барабаном (см. выше); заедания троса стояночного тормоза или неправильной его регулировки.

Увеличенное усилие на тормозной педали или самопроизвольное затормаживание автомобиля - следствие поломки вакуумного усилителя, повреждения или же ослабления крепления шланга, ведущего к впускному коллектору двигателя. Как проверить усилитель - описано в инструкции.

Скрип и визг при торможении появляются из-за ослабления стяжной пружины колодок задних тормозов (заменить); повышенного биения тормозного диска (заменить или, что гораздо сложнее, проточить диск на токарном станке, не превысив допуск на минимальную толщину диска - 9 мм); загрязнение фрикцибнных накладок (промыть бензином); износ сверх допустимого предела фрикционных накладок (срочно заменить, пока не испорчены диски и барабаны); несоответствие материала накладок техническим условиям (заменить колодки в сборе).

Как вы смогли убедиться, в большинстве случаев при ремонте приходится разбирать механизмы колесных тормозов или цилиндры гидропривода. Сейчас мы расскажем как это делается.