Сайт ВАЗ-2101

Home Статьи о ВАЗ-2101 Применение моторных масел

Применение моторных масел

На первый взгляд, все просто: знаешь степень форсировки двигателя - заливай соответствующее масло, и дело с концом. Но вас, дотошный читатель, наверняка уже одолевают сомнения. Вы уже убедились, изучая литературу, что только для двигателей ВАЗ однозначно рекомендуются масла одной группы Г, т. е. эти двигатели, судя по всему, являются высокофорсированными. Что же определяет уровень форсирования? Степень сжатия? Удельная мощность? Частота вращения? Давайте сравним двигатель автомобиля ВАЗ-2103 с двигателем такой же мощности М-412, устанавливаемым на "Москвич-2140". Степень сжатия обоих двигателей - одинакова, масса, а следовательно, и удельная мощность - практически не отличаются, частота вращения коленчатого вала, соответствующая максимальной мощности,- тоже почти одна и та же. Однако согласно последним руководствам по эксплуатации, описаниям и автомобильным справочникам в двигателе М-412 можно применять масла и АС-8, и М8Б1У, и М8В1 и М6/10Г, и М12Г. Так в какой же мере форсирован этот двигатель? С другой стороны, напрашивается вывод: если вазовские двигатели высокофорсированные, то, значит, они находятся где-то на пределе форсирования для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Ведь более высокой группы не предусмотрено. А как же тогда двигатели спортивных автомобилей, развивающие при том же рабочем объеме и массе в несколько раз большую мощность? Сверхфорсированные? Суперфорсированные? Для них, выходит, масла еще не созданы?

Но даже между существующими маслами и двигателями, опираясь на рекомендации руководств по эксплуатации, не так-то просто установить соответствие. Например, для какого двигателя предназначено масло М8Б? Действительно, деление двигателей по степени формирования очень условно. Классификация же масел на группы - вполне конкретна: одна группа от другой отличается строго нормируемым количеством и составом присадок. Чем выше группа масла, тем больше в нем присадок. Особенно много их в маслах для дизелей - до 25%. Присадки повышают качество такого масла при высоких температурах, которые в карбюраторном двигателе значительно ниже, и, кроме того, защищают от коррозии вкладыши подшипников из свинцовистой бронзы, которая не применяется в карбюраторных двигателях. Потребность в присадках определяется как параметрами двигателя, так и его конструктивными особенностями: удельными нагрузками в парах трения, материалом вкладышей подшипников, системой очистки и охлаждения масла, системой вентиляции картера и, наконец, технологией производства, которая определяет степень компрессии цилиндро-поршневой группы. Избыток присадок так вреден, как и их недостаток. Масло с присадками склон к коксованию, имеет повышенную зольность, образу осадки. Высокая зольность не сказывается отрицатель при малом расходе масла. В двигателях старых моделей имеющих менее совершенные маслосъемные кольца и выполненных на более низком технологическом уровне, расход масла значительно больше. Причем, чем дольше мае находится в двигателе, тем выше его зольность из-за в выгорания легких фракций. Образующиеся при сгорании масла шлак и зола вызывают быстрое изнашивание в первую очередь цилиндро-поршневой группы. Изнашивай других пар трения способствуют кокс и шлам. Если дизельное масло залить в карбюраторный двигатель с системой жидкого охлаждения, то скорость его изнашивания увеличится в 2...4 раза.

Короче говоря, масло нужно применять в соответствии с его назначением. Наиболее подходящая группа масел для каждого двигателя определяется по результат всесторонних испытаний.

При необходимости замены масло следует выбирать более высокой группы. Если же это невозможно, то допустимо использовать масло более низкой группы, но пробег между сменами масла следует сократить вдвое.

Что же касается разделения существующих двигателей по степени форсирования, то картина такова: нефорсированные - нижнеклапанные двигатели автомобилей "Москвич-400", "Москвич-401" и "Москвич-402", "Победа"; малофорсированные - двигатели с толкающими штангами в механизме газораспределения автомобилей "Москвич-407", "Москвич-403", "Москвич-408" и "2136", ГАЗ-21 "Волга"; среднефорсированные двигатели автомобилей "Запорожец-966", "Москвич-412 "Москвич-2140", ГАЗ-24 "Волга"; высокофорсированные - двигатели автомобилей "Запорожец-968", ВАЗ. Но почему все-таки в вазовских двигателях запрещено применять какое-либо масло, кроме группы Г, а в двигателе М-412 допускается использование масел всех четырех групп?

Причины здесь и объективные и субъективные.

Объективно: масла группы Г создавались специально для вазовских двигателей, которые из-за высоких удельных нагрузок в механизме газораспределения очень чувствительны к группе масла. Когда же был выпущен двигатель М-412, то масла (М8В), в наибольшей степени подходящего для него, не было, а двигатель оказался весьма неприхотливым.

Субъективно: ВАЗ более строго подходит к разработке своих рекомендаций, чтобы не загружать лишней работой свою сеть станций технического обслуживания. И так же строго требует их соблюдения.

И все-таки руководства по эксплуатации следует дополнять, тем более, что в разных изданиях можно встретить отличающиеся друг от друга рекомендации в части применения моторных масел. Если просмотреть существующие руководства, инструкции, описания и справочники, снисходительно отнесясь к несогласуемым между собой рекомендациям, то для выпускаемых в настоящее время автомобилей можно получить следующие усредненные рекомендации по использованию моторных масел: для "Жигулей" всех моделей летом - М12Г, зимой - М8Г1, все-сезонно - М63/10Г1; для "Москвичей" с двигателем М-412 летом - М12Г зимой - М8Г, всесезонно - М8В1 (допускается при сокращении вдвое пробега между сменами масла - М8А или М8Б1; для "Запорожцев" - летом М12Г, зимой - М8Г;. Теперь попробуем прочитать приведенные рекомендации глазами автолюбителя из Батуми (средняя температура зимой 9 °С, летом - 29 °С) и из Якутска (зимой - минус 27 °С, летом - плюс 2°С). Неужели оба они должны использовать одинаковые масла? Поэтому следует внести уточнения: "зима" для автомобиля - это период, когда средняя температура воздуха падает ниже плюс 5 °С, а "лето" - когда она поднимается выше 20 °С. Чтобы учесть влияние климата, нужно взять ГОСТ 16350-70 "Климат СССР" и проанализировать сезонные температуры интересующего вас района. При этом следует оценить, какой пробег автомобиля будет приходиться на период, когда средняя температура воздуха ниже 5 °С, а какой на период, дневная (она выше средней суточной на несколько градусов) температура которого выше 20 Если в один из этих периодов пробег составит менше 4...5 тыс. км, то нечего и "огород городить" с переход на летнее или зимнее (особенно зимнее) масло.

При преимущественной эксплуатации автомобиля в т желых дорожных или климатических условиях (например в горах, на песчаных или грязных дорогах), когда двигатель перегревается, нужно применять масло следующей группы вязкости. Приведенные рекомендации не учитывают того обстоятельства, что техническое состояние двигателя со временем ухудшается. Во-первых, износ цилиндро-поршвой группы приводит к попаданию в картер большого количества отработавших газов, которые ускоряют процессы окисления масла, захватывают и уносят в систему вентиляции картера пары и мелкие частицы масла, во-вторых, износ подшипников коленчатого вала снижает несущую способность. Таким образом, для изношенно: двигателя вязкость штатного масла оказывается недостаточной, ее надо повысить. Более вязкое масло улучшит компрессию, повысит несущую способность подшипник будет меньше выгорать.

На более вязкое масло нужно переходить и в том случае, когда его удельный расход превышает установленную для данного двигателя норму. Например, для двигателей автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 она составляет для ВАЗ-2103, ВАЗ-2106-30, для М-412-40 см3/100 км. Когда вы зальете в двигатель более вязкое масло, он будет тише работать, меньше изнашиваться, правда, больше греться. Если двигатель дымил, то дымление уменьшится или совсем прекратится.

 
Материалы по теме