Сайт ВАЗ-2101

Home Статьи о ВАЗ-2101 Что такое смазка?

Что такое смазка?

Обычное смазочное масло из недостаточно герметичного узла трения обязательно вытечет, так как оно представляет собой жидкость, способную деформироваться под действием даже ничтожных сил. Иное дело смазка. Благодаря наличию жесткого "каркаса" при небольших касательных напряжениях смазка ведет себя как твердое тело, но когда напряжение достигает некоторой критической величины - предела прочности на сдвиг, "каркас" ломается и смазка начинает течь, какжидкость. После прекращения движения "каркас" образуется вновь - смазка опять превращается в твердое тело. Подобные вещества называются аномальными жидкостями.

Смазка получается путем добавления к смазочному маслу (дисперсионной среде) загустителя, способного образовывать "каркас". В качестве дисперсионной среды для смазок, применяемых в автомобиле, обычно берутся мало- или средневязкие нефтяные смазочные масла. Например, для приготовления солидола - индустриальные (в том числе, машинное. СУ), для литола-24 - смесь веретенного АУ и индустриального 50. В качестве загустителей чаще всего используются соли жирных кислот - мыла. Доля загустителя по массе составляет 5...30 % (обычно 10...20 %). Смазка может иметь присадки для предотвращения окисления, повышения стабильности, улучшения вязкостно-температурных свойств и др. Причем присадки может содержать и само масло, на основе которого готовится смазка. Например, для повышения низкотемпературных свойств используется маловязкое масло с жидкой загущающей присадкой или депрессатором. Кроме присадок, в смазку добавляется твердый наполнитель, который в отличие от загустителя не образует "каркас". Наполнитель - чаще всего чешуйчатый графит или дисульфид молибдена - улучшает антифрикционные свойства смазки.

Вода в смазке может быть составной частью или содержаться в качестве примеси. Присутствие воды в большинстве смазок (литиевых, алюминиевых, свинцовых, комплексных кальциевых и др.) не допускается, но в кальциево-натриевых смазках вода играет роль структурообразующего компонента и уменьшение ее содержание приводит к распаду смазки. Содержание воды в этих смазках колеблется от 0,5 до 5 %. Причем присутствие воды никак не сказывается на коррозионных свойствах этих смазок.

 
Материалы по теме